Детский сад №18, города Невинномысска

Родительское собрание в группе №1 на тему: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

15 сентября [вс]

 Родительское собрание в группе №1  на тему:

«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

Воспитатель: Миронова Е.С.

От  20. 01.17.

План подготовки и проведения собрания

1. Посещение семьи.

Цель: изучение условий, созданных в семье для формирования у ребенка первых трудовых навыков (есть ли вешалка для одежды, висят ли полотенца на уровне роста ребенка, где и как хранятся игрушки). При посещении отметить особенности жилищных условий семьи.

В беседах с родителями выяснить:

- насколько самостоятелен ребенок в самообслуживании;

- как в семье приучают ребенка к самостоятельности;

- все ли члены семьи одинаково требуют от ребенка самостоятельности в самообслуживании;

- какие трудности испытывают родители при воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании.

2. Подготовка родителей к выступлению на собрании.

3. Оформление стенда на тему: «Я сам».

4. Изучение методической литературы.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.

Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам», - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготы, кормить его.

Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше.

Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли им пользу?

Разумеется, такие действия взрослых членов семьи причиняют большой вред. Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И вы скоро убедитесь, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеваться и т.п.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.

Подробнее об условиях, обеспечивающих воспитание самостоятельности у детей в самообслуживании, вы можете узнать из материала, помещенного на при групповом стенде.

Без создания этих условий ребенку трудно быть самостоятельным. Например, вы требуете, чтобы он был самостоятельным при умывании, но кран или умывальник расположены высоко от пола и ему трудно дотянуться до них. Однако он стремится сделать это самостоятельно – встает на носки, изо всех сил тянет руки, а вода льется в рукава рубашки, на пол. В результате – бесполезно затраченные силы ребенка и недовольство взрослых. Поэтому в квартире все должно быть приспособлено для удобства детей.

Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей.

Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям (надеть или снять кофту, завязать шарф, намыливать руки, правильно держать ложку и т.д.), наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном действии. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом уже вешать – так оно лучше просыхает, не падает на пол; чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки надевают с носка, предварительно собрав их в «гармошку»; чтобы правильно надеть платье, свитер, сначала нужно определить, где у них перед (на одежде детей младшего возраста должны быть обязательно отличительные признаки: застежка, метка, вышивка).

Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка  на необходимость действовать определенным образом. Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.

Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки.

В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое  до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать ее.

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего возраста чаще применяют положительную оценку, которая порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться.

За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.

Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать, «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему совсем не удалось. Ваши оценки важны для ребенка, именно потому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если вы сами не будете класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станете лишь требовать этого от детей, то вам не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности. Дети школьного возраста также должны быть примером для младших братьев и сестер.

При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности. Так, если поручить трехлетнему ребенку, самостоятельно завязать шнурки, то это задача окажется для него слишком сложной. Конечно, можно достичь определенного результата, но это будет победа ценой излишнего возбуждения ребенка. Раз это далось ему не сразу, значит, задача предложена несвоевременно или подана неумело.

Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.

Важно, чтобы с раннего детства ребенок усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т.е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.

День открытых дверей

Во время которого, родители могут видеть: 

· Как воспитатель организует детей;

· Какие требования предъявляет к ним;

· Как руководит детской деятельностью;

· Добивается выполнения детьми трудовых действий;

· Поддерживает интерес и желание выполнять те или иные действия;

· Оценивает детей, как оценка влияет на детей;

· Все ли дети справляются с заданиями;

· По какой причине не выполняют их.

Понаблюдать за своим ребенком.

Отметить:

· Владеет ли он навыками самообслуживания;

· Доводит ли начатое до конца;

· Как поступает, если что-то не получается;

· Сравнить свои действия с действиями воспитателя по руководству детской деятельностью.

После просмотра следует обязательно обсудить увиденное.

Материал к при групповому стенду  на тему: «Я сам»

Значение самообслуживания  в воспитании детей.

· Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребенок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним.

· Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умения и навыки, проявляет заботу о своих близких.

· Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки, воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.

· Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.

· Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.

Что дети должны научиться делать самостоятельно

Дети младшего возраста должны уметь:

· Мыть руки, засучивая рукава;

· Мыть лицо, не разбрызгивая воду;

· Правильно пользоваться мылом;

· Не мочить одежду;

· Сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

Одеваться и раздеваться в определенной последовательности:

· Одежду снимать, одевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы расстегивать, застегивать, завязывать шнурки на ботинках;

· Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;

· Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;

· Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;

· Правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу 4 го  года жизни), салфеткой;

· Убирать игрушки, книжки, строительные материалы на определенное место.

Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании.

В одевании:

· Вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребенка;

· Индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков);

· Постоянное место для хранения ночной рубашки, пижамы;

· Удобная для одевания одежда (легко застегивающиеся пуговицы; шнурки для обуви с твердыми наконечниками; достаточно свободные резинки на юбках, трусах, колготах, шортах; соответствующий голове ребенка размер ворота; удобные застежки на платьях, кофточках).

В умывании:

· Устойчивая подставка под ноги (расстояние от неё до края раковины должно быть примерно 55 см, а до крана – 65-70 см, т.е. равняться расстоянию от пола до согнутых в локте руки ребенка);

· Постоянное и удобное место для зубной пасты, щетки, стаканчика или подставки для нее (при покупке данных вещей нужно позаботиться об их внешней привлекательности: яркая окраска, красивая этикетка, оригинальная форма);

· Отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2-4 части;

· Удобное место для полотенца (детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи. Если в семье несколько детей, потребуются разные по цвету или орнаменту полотенца. Удобный для ребенка размер полотенца -  40-50 см в ширину, 50-70 см в длину.).

При приеме пищи:

· Стул в соответствии со столом (расстояние от сидения до крышки стола должно равняться 18-19 см. Под ноги нужно сделать подставку, расстояние от нее до сидения стула -  25-28 см);

· Небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка, вилка, ложка;

· На доступном для ребенка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанным мелкими ломтиками, салфетница.

Художественные произведения для детей, которые используются для воспитания у них самостоятельности в самообслуживании.

 

«Маша - растеряша» Л. Воронковой,

«Лекарство» В. Осеевой,

«Мойдодыр» К. Чуковского,

«Девочка чумазая» А. Барто,

«Что взяла, клади на место», «Топотушки» З. Александровой,

«Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» Ю. Тувима,

«Я сама» И Муравейка,

«Кто скорей допьет» С. Капутикян.

Народные песенки, потешки: «Водичка, водичка умой мое личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту принесла».

 Что взяла, клади на место.

Это Оленьке известно:

Что взяла, клади на место!

Только девочка мала:

Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,

На паркет кладет подушку,

Прячет ботики в буфет.

Все на месте или нет?

Если мама промолчала,

Надо делать все сначала:

На буфет нести подушку,

На паркет поставить кружку,

Сунуть ботики в кровать.

Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:

Нет, стояло все не там…

Помогите ей, ребята,

Все расставить по местам.

                                                         З. Александрова

Я сама

- Давай будем одеваться…

- Я сама! Я сама!

- Пойдем, будем умываться…

- Я сама! Я сама!

-Ну идем хоть причешу я…

- Я сама! Я сама!

- Ну давай хоть накормлю я…

- Я сама! Я сама!

                                                И. Муравейка

Письмо ко всем детям

 по одному очень важному делу

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:

Я прошу  вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Все равно какой водою:

Кипяченой, ключевой,

Из реки, иль из колодца,

Или просто ключевой!

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем –

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите – не беда!

И чернила и варенье

Смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чище, мойтесь чаще –

Я  грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям,

Не поеду в гости к ним!

Сам я моюсь очень часто.

До свиданья! Ваш Тувим.

                                          Ю. Тувим

Педагогическая ситуация

«Илюша (3 года) с усердием натягивает колготы. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготы почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцеремонную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик:

- Сам! Сам! Сам!

- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «Сам».

Примерные вопросы:

1. Правильно ли поступила мать? Обоснуйте ваше мнение.

2. Как вы думаете, почему она так поступила?

3. Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка?

4. Какие самостоятельные трудовые действия доступны младшему дошкольнику?

5. Что ваш ребенок делает сам?

Педагогическая ситуация

«Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность.

Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу, не умею».

Зато дома со взрослыми у Алеши  властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький», «Нервный ребенок, требуется осторожность». Это часто произносится в присутствии мальчика».

Примерные вопросы:

1. Чем обусловлена беспомощность Алеши? Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.

2. Можно ли такими методами воспитать у ребенка самостоятельность?


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.